Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

 

"Среди поэтов правда невозможна." Так упрощённо можно было бы выразить положение дел. Впрочем, основная проблема критики в поэзии заключается сегодня в едва ли не полном отсутствии профессиональной критики. Возможно, она где-то ещё и даёт о себе знать, но соотношение их абсолютно немыслимо – критик, как стрелок гномов, пускает свою меткую дробинку, незаметно вязнущую в бесчувственной коже огромного пишущего слона.

            С другой стороны, культура сложных, не свободных от субъективизма, взаимоотношений критика и автора  вообще остаётся сферой завуалированных отношений. Попробуем всё же приподнять её завесу.

            Предположим, что «А» – профессиональный критик, искушённый в премудростях техники стихосложения, тонко чувствующий и способный понять и ценность образов поэтического  языка,   и судить о корректности языковой стилистики, жанровой чистоте и т.д., а «Б» – это современный автор, в ком проснулся дар стихотворчества, автор, щедро осыпающий своим «добром» как реальный, так и виртуальный мир. Как и подавляющее большинство других таких же авторов, он знает, если не сказать, уверен, что его творения хороши.

            С точки зрения «А», это совсем не так, и он, со всем свойственным ему профессио­на­лиз­мом, даёт суждение о творчестве «Б». Это резко не соответствует внутренней самооценке «Б». Конфликтность, диспропорция позиций налицо. Самое типичное, дальнейшее развитие подобной ситуации в виртуальном мире идёт по пути выплёскивания автором всего своего хамского «таланта» на критика, происходит обливание его мыслимой и немыслимой грязью. В реале, если «А» и «Б» соприкасаются друг с другом, это может произойти немного или намного мягче – автор просто отвергает аргументы критика, отворачивается от него, игнорирует подобное общение.

          В итоге получается, что для автора критика не представляет никакой ценности, а для критика она слишком дорого обходится. В таких условиях критике остаётся возможность существования только в заказной форме, по конкретному запросу.

            Все мы знаем, что стихи для автора – как дети, но чаще всего авторы превращаются из здравомыслящих родителей в безумных, ослеплённых ревностью мамаш. Попробуйте сказать, например, иной матери (если вы с ней лично только хорошо не знакомы), что у её дитя что-то личико в красной сыпи – диатез, наверное. Скорее всего, Вы рискуете получить в ответ массу советов следить за своими детьми и умывать их почаще. Всё зависит от общей культуры родителей.

       В поэзии - то же самое: одной из составляющих общей культуры автора является способность к более объективному взгляду на свой труд, не ослеплённому безумной к нему любовью, само желание критики и способность её восприятия.

            Критик, не хочет метать бисер перед кем попало и предпочитает вообще не высказываться. В глазах обильно пишущей публики это создаёт дополнительную иллюзию, что всё нормально. В нынешних условиях доверительно рассчитывать на критику со стороны довольно наивно. Даже в реальном, казалось бы, более корректном общении довольно наивно задавать вопросы типа "Ну как Вам мои стихи?" Хорошо, если, действительно, понравились. Но это редкость. Представьте сами ситуацию, что стихи не понравились. Тем самым Вы заведомо ставите собеседника в довольно щепетильное положение. Он более проницателен, чем Вы, и понимает, что Вы не готовы к серьёзной критике. Нужны ли ему лишние неприятности? Ему удобнее просто "подмаслить" Ваше ожидание или деликатно уйти от прямого ответа. Не провоцируйте собеседника на неискренность, попробуйте сами быть более проницательными. Если Ваши стихи его чем-то затронули, скорее всего, он сам не поленится об этом сказать. Такой реакции можно более доверять. Обратите внимание, что здесь речь идёт только о реальном общении. В виртуальной среде всё иначе – там инициатива мнения со стороны оппонента может быть обусловлена массой иных мотивов, и опираться на подобные оценки – опять же несерьёзно.

            Всё было бы неплохо, если бы в сознание автора иногда не забирался бы червь сомнения. Как бы ни казалось ему всё хорошо, временами всё же возникает потребность во мнении-оценке со стороны. А там – увы, вакуум. Есть ли разрешение этой ситуации? Конечно да. И если не самое лёгкое, то, я бы сказал, самое интересное. Самое лучшее, если автор сам воспитает в себе критика, говоря себе: "я написал плохо", пытаясь самому себе аргументировать. Умение видеть или ощущать свои огрехи – признак профессионализма. Его можно выработать в себе, начав внимательнее читать иных авторов, применяя к ним накапливаемый арсенал критических замечаний. Постепенно это научит и в своём глазу замечать не только "брёвна".

        Набирая "палитру" слабых мест, приёмов, на которыми обычно оперирует критика, не следует всё же всецело им доверять. Эти аргументы сами могут быть формально использованы. Так что, всем существом своим развивайте в себе критика! Научитесь сами строже спрашивать с себя.

А.Г. Соловьёв