Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


О ЧТЕНИИ ВСЛУХ 
 

     "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Каким только интерпретациям не подвергалась эта формула, в логической схеме которой, по сути, нет оригинальности. Мне всегда казалось, что куда как привлекательнее было бы довести её до парадоксальности вроде: "не говори мне ничего, я сам скажу, кто ты". Но, оставлю в стороне это отступление. Возвращаясь к традиционным подходам, я бы предложил ещё одну версию: "Прочти свои стихи, и я скажу, какой ты поэт".

    В чтении стихов для меня вопрос заключается не просто во владении техникой чтения, как владении одним из ремесел. Чтение стихов автором я рассматриваю не как технику, а как одно из естественных состояний самого стиха, в данном случае звучащее, в отличие от более привычного для многих его печатного состояния.

    К сожалению, бывая на разнообразных поэтических собраниях, убеждаюсь в откровенном небрежении авторов к этой ипостаси стихотворения. Но в небрежении к звучащему стиху вечный его сплав мысли с чувством распадается. Любые поэтические изыски, высказанные вне всяческих эмоций, вне авторской души, не просто лишают стихи их естественного качества, вместо того самого сплава выдаётся лишь один из его обмякших компонентов,  против воли автора его стихи лишаются одного из ценнейших качеств - их доверительности. Можно ли поверить переживанию или даже внутреннему размышлению вне самого авторского ощущения, авторского переживания. Это как дети, рождённые без любви. Дорогие авторы, (!) вы предлагаете мне полюбить своих детей, но как я это сделаю, если вижу, что вы сами их не любите? Когда вы выходите на публику читать свои стихи, попытайтесь осознать элементарную истину, что отношение к ним слушателя никогда не будет более вашего собственного. Поэтому, сто раз подумайте, стоит ли свое чтение предварять ставшей столь традиционной фразой "ну, извините, стихи читать я не мастер", не просто убивающей сами стихи, а добивающие их Вашим же старанием. Возможно, Вы и не мастер, но хотя бы попытайтесь, черт возьми, дать другим понять, что вы сами к ним неравнодушны. Если это действительно ваше детище, дайте другим это почувствовать, покажите, что вас наполняет и переполняет, когда вы касаетесь одной из сокровенных частиц вашей души, и тогда, может быть, поверив вам, и я взгляну на рождённое вами влюблённым взглядом.

    Хорошее художественное чтение стихов часто называют актёрским. Это и правильно и не правильно одновременно. Да, в актёрском ремесле есть и техническая сторона, позволяющая поднять чтение на приличный уровень, но не в одних технических приёмах обстоит суть дела. Самое ценное в актёрском подходе - психологизм. Да, актёр по определению своему должен вживаться, нутром вникать в изначально чуждый ему материал. И вот тут мы оказываемся свидетелями парадоксальной ситуации, когда актер, не писавший текста, выдаёт его с убедительной прочувствованностью своим собственным нутром, как свой собственный, а автор стихотворного текста, мягко говоря, не в состоянии это себе позволить, будто бы и не он писал произносимые им строки.

    Итак, прочтите свои стихи, и я скажу Вам…

 А.Г. Соловьёв